Очень тяжело разочаровываться в людях, которые многие годы были для тебя своего рода символами, в каком-то смысле даже кумирами. Я всегда считал Сапковского излишне категоричным, местами даже наглым и хамоватым, но все таки в первую очередь гениальным писателем. Про выдающийся вклад в развитие фентези-литературы думаю говорить не приходится. Тем не менее, когда я читал интервью с ним, не важно на какую тематику, мне всегда казалось, что он не слишком-то хороший человек. Но его заслуги и мастерство, безусловно перекрывали любые подобные отрицательные стороны.
Да, было заметно, что отношения между Сапковским и CDProject были весьма натянутыми. Если кто не знает - в данный момент он хочет получить от CDProject дополнительные 16 миллионов компенсации, и теоретически Польское законодательство может помочь ему это сделать. Однако, как мне кажется, в данный момент столь любимый и уважаемый мной автор абсолютно не прав. Здесь, безусловно, возможны разные мнения, но мне кажется, что те деньги которые он требует, реально принадлежат и "заслужены" CDProject'ами намного больше чем им самим. Почему я так считаю? Смотрим вот на эту статью:
https://www.igromania.ru/news/77911/Andzhey_Sapkovskiy_hochet_deneg_ot_CD_Projekt.html
В ней показано, как росли доходы от игровой серии Witcher от первой части к третьей. Сапковский утверждает, что игры обрели популярность благодаря его фентези-вселенной. Однако, я с горечью должен признать, что это совсем не так. Вселенная хороша, но совсем не настолько, чтобы это было решающим фактором. По крайней мере для "типичного геймера", которых большинство, и кто реально делает франшизу коммерчески успешной. Процент реальных фанатов хорошо виден на графике из статьи приведенной выше - доходы Witcher 1, вот она пресловутая часть с которой можно требовать % Сапковскому. Доходы всех последующих частей, а также прогрессия их роста - это уже чисто заслуга CDProject.
Так получилось, что при помощи игр, Сапковский внезапно вышел на настолько широкую аудиторию, на которую в принципе никак и никогда не мог выйти ни один его книжный цикл. Книги вообще не очень модно сейчас читать, фентези тоже не на пике популярности. Та же самая "Игра престолов" - аналогично стала знаменита исключительно благодаря более доступной большинству адаптации в качестве сериала. Но если с "Игрой престолов" мы имеем по сути полный и побуквенный пересказ оригинала (ну не совсем, но идею вы понимаете), то в случае с играми по ведьмаку - у нас по сути куплен только Сеттинг + персонажи. Сюжет всех игр абсолютно оригинальный, и в нем есть разве что отсылки на творчество Сапковского, так что по сути мы имеем абсолютно самостоятельный продукт.
Несмотря на то, что я очень люблю всю книжную серию о Ведьмаке, мне кажется, что его фентези-вселенная, хоть и хороша - но в рамках книг была и остается, не слишком-то продуманной. В цикле романов на первом месте всегда стоял сам сюжет и персонажи, а окружение было проработано скорее "для галочки", чем являлось важным элементом происходящего. Сам факт, что во время написания первых двух книг (циклы рассказов) Сапковский вообще не располагал какой-либо географической картой, а также то, что для дальнейших книг ему ее нарисовали вообще левые люди, говори о том, какое по важности место в книжном творчестве о ведьмаке занимал именно фентези-сеттинг. Так что за сеттинг Сапковский по сути, на мой взгляд, не имеет права требовать больших финансовых вознаграждений.
Далее по персонажам. Они хороши, и даже очень. Но по сути - как я уже сказал - для незнакомого с книгами игрока они предстают такими же неизвестными, как и любой другой протагонист любой другой серии РПГ. Тот же командер Шепард из Mass Effect, например. А как мы знаем - число изначально "книжных" фанатов играющих в серию хорошо отражено на первом графике в статье, и является бесконечно малой величиной по отношению к общему числу игроков. Да, можно сказать, что CDProject купили очень хороший набор "архетипов", с полной их проработкой и описанием. Однако получить набор хороших персонажей, и "ну такой себе" фентези сеттинг - это еще не значит сделать коммерчески успешную франшизу.
Резюмируя - мне кажется, что коммерческий успех вселенной ведьмака обеспечен на 99% играми от CDProject. На всякий случай, я подчеркну, что я говорю именно про КОММЕРЧЕСКУЮ сторону вопроса. Художественную ценность книг, а также игр я здесь разбирать не берусь. Все эти контракты с Netflix о сериале, повышенные продажи книг в последние годы - все это заслуга CDProject. Сапковкий же, вполне может искренне этого не понимать, и считать по своему. И его типичные категоричность и упертость не дают ему этого понять. Ну либо же он и так все понимает, и просто хочет больше денег.
Я уверен, что у CDProject получилось бы сделать великолепные рпг и без сеттинга и персонажей ведьмака. Просто уровень сценаристов и разработчиков в данный момент собравшийся в этой компании настолько конкурентно высок по сравнению с остальными студиями - что успех здесь попросту гарантирован. Мне даже немного сейчас жаль, что они вообще связались с ведьмаком - я уверен, что их собственная фентези-вселенная была бы совсем не хуже книжной, и для игр подходила бы прекрасно. Ну и со всякими там правами тоже лишних заморочек бы не было.
Кстати, интересный момент - что если бы CDProject не были бы "патриотично" зарегистрированы у себя на родине - то Сапковский не имел бы никакой юридической подоплеки дающей ему определенные шансы выиграть суд. Дело в том - что именно в польше есть закон о "разительной диспропорции" профита и авторских прав. Подобных законов в нормальных евро-странах нет.
PS. На данный момент мы имеем две супер известные фентези-вселенные, и два диаметрально разных подхода их авторов к работе с тем, что делает их популярными. Речь о "Игре престолов" и "Ведьмаке". Поймите, я считаю, что Сапковский гениальный человек - но так устроена жизнь, что гениальность далеко не всегда коррелирует с коммерческим успехом. Я искреннее желаю Сапковскому всех благ, но он, в свою очередь, мог бы и более уважительно относится к CDProject: не поливать их грязью в каждом интервью, возможно, поработать с ними над сюжетом для игр, устраивать всяческие взаимные коллаборации и прочее. Но это "слишком низко" для такого гения как он. Только вот, кажется, настало время выбирать - "бедный и гордый гений" или "богатый, но не гордый гений".
PSS. В конце поста оставил шуточный опрос. Голосуйте =)